Я обошел доим и зашел во двор. Долго заглядывал в окна, пытаясь хоть по каким-то признакам определить, что именно  за одим из этих окон  находится наше место отдыха. Наконец из углового подъезда вышел покурить мужчин. Я  показал ему название хостела,  он поднял глаза и рукой с сигаретой указал на окна второго этажа. Я пригляделся и увидел название отеля напечатанное на склеенных бумажках А4 формата. Я быстро вернулся за Стеллой и рюкзаками, расплатился  с водителем и поблагодарил его за помощь в поиске отеля. 
Мы успели подойти к подъезду, пока мужчина ещё докуривал сигарету. Он и открыл нам дверь. В подъезде на первом этаже очень приятно пахло. Позже, мы узнали что там  находится кондитерская с безумно вкусной выпечкой. Наша дверь была на втором этаже слева. Мы позвонили и  минуты через 3, дверь открылась и нас встретила заспанная девушка. Поздоровались и назвали свою фамилию и номер брони. Она очень удивилась и на чистом английском языке спросила:
- Вы же должны были приехать вчера.
В двух словах мы ей объяснили, что наш автобус сломался и вместо 8 часов, мы ехали почти сутки. Девушка провела нас в большую пустую комнату. В комнате стояло 3 деревянных двухъярусных кровати и такой же деревянный стол. На полу лежала толстая ковровая дорожка. На каждом ярусе кровати был прикреплен светильник. Сложив рюкзаки в угол, мы быстро приняли душ и легли на самую дальнюю от окна кровать  - досматривать автобусные сны.

                                                © 2017 Александр Янккевич
Автобус прибыл на окраину Улан-Батора. Было часов 5:00 утра, когда мы зашли в здание автовокзала. Скорее,  он больше напоминал магазин со множеством отделов. И только несколько рядов кресел, полностью занятых ожидающими, напоминали о функции этого здания. У нас не было сил ждать ещё час, когда  городские автобусы начнут движение.  И мы, распрощавшись с нашими болгарскими друзьями, пошли искать такси.  Машин было очень много. Таксисты стояли на улице группками и ни кому особо не докучали. Все они  курили и негромко о чем то разговаривали. Я подошел к ближайшей группе водителей и назвал адрес нашего геста. Они переглянулись и указали на следующую группу таксистов. В новой группе только один пожилой монгол понимал на русском языке. Немного поторговавшись, мы побросали рюкзаки в его багажник и поехали в наш отель.
   По дороге наш водитель рассказывал о достопримечательностях столицы, но мы были настолько сытые, вымотанные и полусонные, что  практически, его не слышали, просто дремали на заднем сидении склонившись друг у другу.
   Наконец, мы подъехали по указанному в приложении адресу.  Судя по всему, это был центр центра города. Наш хостел находился в сталинской пятиэтажке. Но никаких вывесок с названием отеля снаружи мы не обнаружили. Угловой дом я обошел с двух сторон, прошел дальше, вдоль по улице и вернулся по другой стороне.  Геста не было ни где.  Таксист тоже бегал и вылавливая сонных прохожих пытал их названем нашего геста. Прохожие не желая просыпаться, сразу пожимали плечами и шли дальше. 
Хотелось есть, ехать и спать. Именно в такой последовательности. Но все сложилось иначе. Через час мы подъехали  к  пограничному пункту в Кяхте . Дорога разветвилась  и мы, проехав метров десять  по левой ветке, остановились под огромным, ярко  освещенным навесом. Нас встречали девушки пограничницы, которые попросили забрать наши вещи из багажного отделения автобуса и пройти на досмотр.  В здании таможни было тихо и безлюдно.  Мы сгрудились возле турникета и переминаясь с ноги на ногу  простояли еще час в ожидании, пока дежурные пограничники  выйдут на свое рабочее место. Наконец, появился молодой человек в форме  и наш монгольский водитель  ломанулся к нему навстречу со списком пассажиров.  Еще минут через 20  турникет открыли и мы понесли рюкзаки к сканеру. Когда подошла наша очередь, девушка - хозяйка сканера подозвала нас и указала на рюкзак с фототехникой. “Заполните пожалуйста декларацию на провоз ценных вещей” вежливо попросила она. Мы недоуменно переглянулись - что здесь ценного?  Но когда мы заполнили декларацию, то увидели общую сумму содержимого рюкзака и поняли, что были не правы. В рюкзаке было  фототехники на 5500$. Декларация заполнялась в двух экземплярах. Один остался на таможне, а второй нам проштамповали и отдали со словами - “Храните и предъявите на  границе с Россией по возвращению”  “Мы обратно пойдем не из Монголии ” сказали мы.  Таможенник пожал плечами и ответил “Без разницы”. На этом история бумажки  с синими печатями заканчивается. Больше она ни когда и  ни кого не интересовала.
     То ли от голода, а может от усталости, но в памяти не осталось и следа от прохождение границы со стороны Монголии. Только четкий штамп в паспорте напоминает о том событии. 
    Мы въехали в приграничный город Алтанбулаг и завернули к ресторану Алтан Плаза. Ни кого не пришлось уговаривать выйти из автобуса. Пассажиры моментально переместились за столы нескольких залов ресторана и занялсь  обсуждением   меню. Официантки на хорошем английском, легко объясняли западным туристам из чего состоят те или иные блюда. Мы, просидевшие на воде и печеньках весь день, заказали первое, второе, салат и чай с лимоном. Но когда стали разносить на подносах заказы, мы запаниковали. Размер порций был явно не европейский. Такой большой и глубокой  тарелки супа нам было бы одной  "за глаза".     
    Вокруг нас пассажиры громко обсуждали пережитое в предвкушении долгожданного ужина. Кто то снимал стресс пивом, кто то просто коротал время со стаканм воды.
    Наконец-то и нам принесли подносы с долгожданной едой и расставили тарелки перед нами. Свободного места на столе не осталось.  Мы понимали, что это всё нам  не одолеть и поэтому съели только суп и салат а пельмени попросили положить в контейнер, нам они ещё пригодятся. Сытые и довольные откинулись на спинку стула и наблюдали как остальные справляются со своими заказами.
     Отдышавшись, мы заплатили за воду и направились к выходу. К тому времени официантки, как в лучших ресторанах, выстроились перед выходом и проходя мимо, мы каждый высказали слова благодарности.
    Теперь можно ехать дальше. Оставшуюся часть пути мы проспали как младенцы.
  
   Время шло. Помощь не появлялась. Мы наматывали очередной километр вокруг нашей стоянки. И когда на пятом круге мы поравнялись с автобусом, к нам подошла улыбчивая бурятка в куртке песочного цвета. “Валя” представилась она. Мы в ответ назвали свои имена. Она стала спрашивать с какой целью мы едем в Монголию и очень удивилась, когда мы рассказали ей о наших планах. Разговорились и она поведала нам, что по этому маршруту: Улан-Уде - Улан-Батор ходит только два автобуса.  В одном экипаж русский, в другом монгольский. Нам не повезло - мы едем на монгольском и эта поломка далеко не первая  у него. У русского экипажа автобус новее, да и хозяин его гораздо ответственнее, чем  монгол - пофигист. Но, как  нас она заверила,  вот вот появится ступица .
  Прошло еще пару часов. Голод постепенно занимал все пространство мозга. У нас оставалось несколько печенек и поллитра вводы.  От прогулок  на свежем воздухе очень хотелось есть.  Но мы понимали, что помощь придет не скоро. Да и надежда на неё таяла с каждым часом. Поэтому, оставшуюся еду мы пытались растянуть на неопределенное время и съедали по печеньке запивая водой один раз в час .
  Солнце решило спрятаться за холмом и мы пошли проводить его, поднявшись на этот холм. Заодно, посмотреть  на дорогу в сторону Улан-Уде  - а не едет ли к нам спасительная ступица. На  вершине холма была поляна и мы еще с полчаса грелись в последних теплых лучах заходящего солнышка.
Иногда, проезжали машины и мы, каждый раз, с замиранием сердца ждали, не остановится ли она возле автобуса. Но машины неслись мимо  не снижая скорости. И только однажды, серая Приора остановилась . Только лишь для того,  что бы забрать какого-то пожилого, важного бурята. Через минуту она уже скрылась в направлении границы.
   Становилось прохладно. Попросили водителя завести двигатель и включить печку в салоне. Постепенно, все расселись по своим местам  и задремали. Мы не исключение. Откинули сидения, прижались друг к другу и попытались поспать. И возможно даже заснули....
    Народ вдруг загомонил. Я открыл глаза, за окном уже стояла кромешная тьма. А рядом - точно такой же автобус. Большая половина пассажиров перетаскивала свой багаж из сломанного автобуса в целый. И мы, смахнув сон с глаз рукой, выскочили радостные от увиденного спасения и вплелись во всеобщую суматоху.
     Когда все расселись по своим местам, в автобус поднялся представитель кампании перевозчика и попросил всех утихомириться. Потом он прошел по рядам и как стюардесса  пересчитал всех.Затем утихомирив возбужденный народ , ринес свои извинения за столь долгую, непредвиденную остановку. В конце речи он заверил, что на монгольской стороне, в ресторане  нас ждет сытный ужин за счет компании. Затем он откланялся, пересел в служебный автомобиль и был таков.
Оно и понятно -буряты, в большинстве своем, буддисты, а нам вообще было все фиолетово - наш “отпуск” планировался не на две недели.
    Мы подошли к братьям славянам. Среди всех выделялся Калоян. Среднего роста, довольно плотный и постоянно  улыбающийся, в вязанной шапочке с помпоном,  в шортах  по колено и трекинговых ботинках. Во всем этом одиянии, он был похож на веселого гнома. К нашей группе подошел невыносимо красивый парень   с вопросом “ Откуда вы?” Болгары ответили. Он звездно улыбаясь сказал что он из Америки. Я, погруженный в мысли о его лабораторном происхождении, не заметил, что очередь дошла и до нас.  “Из России” как то безлико ответил я. Он  насмешливо оглядел нас и спросил “А что так скучно?” Я пожал плечами и понял, что не смог бы ему  развернуто и красочно ответить на его родном языке.
     Моих познаний в английском хватало только для покупки билетов, бронирования отелей и заказа еды, но ни как не для светской беседы. И то, этот небольшой багаж знаний  появился  только благодаря нашей Юле. Некогда студентке  проходившей у нас практику, а теперь профессиональная архитекторша, работающая в Китае. Именно она, имеющая два высших образования в области архитектуры и иносранного языка  с любезностью согласилась преподавать нам английский 2 раза в неделю. Благодаря ее педагогическому гению, мы стали хотя бы понимать, о чем идет речь английская. 
   Я стоял и с завистью наблюдал как наша болгарская молодежь, на замечательном английском обсуждала с Джоном (пусть так его зовут) нашу внезапную остановку.
Снова тайга, залитая солнцем, проносится мимо нас. Не проехав и 20 км от места передышки, автобус съехал на обочину  и замер,  двигатель замолчал. Двери открылись и водитель с двумя помощниками выскочили из автобуса. “Наверное, колесо прокололи” подумал я. Народ, дремавший от мягкого покачивания автобуса по дороге,  после остановки заметно оживился и тоже начал строить догадки. Постепенно, все вышли наружу посмотреть в чем дело   и мы  с ними.
    От обилия выпитой в дороге воды  я пошел искать  укромное место в редком сосновом бору. Молодой, густой подлесок помог мне в этом. Возвращаясь, я обнаружил множество молодых маслят. В тот момент пожалел  что не купил компактную газовую плитку для этого путешествия - можно было бы сгоношить прекрасную грибную похлебку. Хотя, за приобритением горелки потянулись бы газовый баллон, сковородочка и котелок. А у нас, для всего этого богатства, уже точно не нашлось бы места.  За этими мыслями я не заметил, как водитель вернулся за руль и автобус медленно, задним ходом пополз по дороге обратно в гору. Пассажиры двинулись следом, выстроившись в длинную вереницу по обочине дороги. Доехав до ровного, горизонтального участка, автобус остановился. Когда мы к нему подошли, заднее правое колесо было уже снято и помощники водителя разбирали ось дальше к середине моста. Из разговоров пассажиров мы поняли, что надо менять ступицу и что водитель позвонил на базу и вскоре нам ее доставят.
      Народ балагурил, курил, прохаживался группками туда-сюда. Во всем их поведении не было ни тени недовольства, раздражения или хоть капли нетерпения. 
День третий.
    Утро, чай, быстрые сборы и мы уже на автовокзале.
В 7:30 нас запустили в большой автобус и мы сели возле левого борта. За нами разместились  наши болгарские друзья.  Видимо, весьма насыщенным был  прошедший день  - мы так и не познакомились с нашими болгарскими попутчиками. В автобусе времени было предостаточно и мы наконец узнали их имена. Итак, пару сидевшую за нами звали Красимир  и Петя .    
     Петя была миниатюрной брюнеткой с большими карими глазами . Её взгляд был пристальным и слегка ироничным. Когда она не понимала мой очередной вопрос, то очень мило,  по детски улыбалась.  На её коленях  лежала  потрепанная тетрадка в линейку, в которую она постоянно что то записывала карандашом.  В своих путешествиях, я довольно часто видел    молодых людей что то пишущих в больших или маленьких блокнотах. И эта картина меня ни сколько не удивила.   Но у Пети  были не просто записи о своих приключениях......     Уже гораздо позже, по возвращению из нашего большого путешествия, мы узнали что Петя написала  и опубликовала книгу “Да обичаш дивото. Монголия"  об их путешествии по России и Монголии. Таким образом, мы познакомились с настоящей писательницей! Жаль, что пока книга не переведена на русский.  Интерсно было бы прочесть ее. Может, там есть  пару слов и о нас в ее воспоминаниях ?  ;)
     Красимир. Задумайтесь, какое волшебое имя! Кривый мир или раскрась, укрась мир! Фамилия его Волков. На болгарском - Вълков.  Он  был среднего роста, лет 30  и почти всегда, нарочито серьезен или сосредоточен. Длинные, кудрявые волосы постоянно падали на глаза. А борода его, была заплетена в две косы, как мне вначале показалось. Но на самом деле это были две бородо-дреды.   Он один, из всей болгарской четверки, очень хорошо владел русским и был нашим переводчиком. В Болгарии Красимир работал гидом на экстремальных маршрутах.
  
Через пять минут в автобус зашла вторая пара болгар. Когда они  поравнялись с нами я протянул руку и представился, Стелла назвала свое имя.  Улыбаясь, болгарин пожал мою руку  “Калоян”,  “Румяна” ответила его спутница.
Автобус неспеша  загружалася. Калоян, сидевший через проход позади от нас, отрекомендовал нам Hostelworld  - приложение для поиска бюджетных отелей и гестов. Пока мы стояли в ожидании отправления, я скачал приложение и забронировал гестхаус в центре  Улан-Батора. Всего 7$ за койку. Тогда нам эта цена казалась крайне низкой. 
      Мы разговорились с Калояном и он рассказал об их предстоящем маршруте и о местах где они уже побывали. Это было озеро Байкал. Место, которое я давно мечтал посетить  . А в Монголию они ехали  с целью пожить в пустыне Гоби. Оказалось, что они  списались с русской семьей, которая живет в Монголии  и осуществляет туры на внедорожниках по колоритным местам этой замечательной страны. Мы пригласили их к нам в Красноярск. Нам тоже есть что показать.
   Наконец,  автобус полон.  Теперь стало  видно, что треть автобуса была занята туристами. Остальными пассажирами были буряты, за исключением одной пожилой, русской пары.
    Поехали!  До свидания, Улан-Уде - прекрасный город на холмах!
Рассекая утреннее пространство улицы, мы мчимся по городу в огромном автобусе. С наслаждением наблюдаем за мелькающими за окном деревьями и домами с  палисадниками  . Город закончился и дорога пошла сквозь  сплошную тайгу с зелеными соснами и оранжевыми лиственницами.  Проехав километров 50 - 60 автобус свернул в какую-то деревеньку и  остановился возле небольшой кофушки. Пришло время размять ноги и  посетить туалет. Мужская половина автобуса достала сигареты и разом задымила. Очередь в туалет выстроилась приличная и надо было успевать  реализовать все свои желания за короткую остановку.
28.09.2016
 
ИЗ ДНЕВНИКА
WEB DESIGN
ДЕНЬ 3   ДОРОГА В УЛАН-БАТОР